Вопрос 14:

Просим дать разъяснения по налоговому законодательству, в частности по налогу на добавленную стоимость, в следующей ситуации.
Наша организация заключает договор с иностранным партнером на оказание услуг, при этом зарубежная компания выступает поставщиком, а наша организация – покупателем услуг. Предметом договора являются услуги по продвижению нашего товара, а именно – поиск конкретных потенциальных покупателей. С целью определения, будем ли мы выступать налоговым агентом по НДС в этих сделках в соответствии с пунктом 4 статьи 148 НК РФ, просим ответить, подпадают ли эти услуги под определение маркетинговых услуг?

Ответ специалиста Консалтинговой группы "Партнер":

В соответствии со статьей 148 НК РФ местом реализации услуг признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. В пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ содержится закрытый перечень работ или услуг, которые считаются предоставленными на территории РФ.
Маркетинговые услуги облагаются по местонахождению покупателя. Однако в законодательстве о налогах и сборах отсутствует определение понятия «маркетинговые услуги». Официальная позиция заключается в том, что маркетинговыми признаются услуги по исследованию конъюнктуры рынка, поименованные в подгруппе 74.13.1 группы 74.13 класса 74 «Предоставление прочих видов услуг» ОКВЭД (Письмо Минфина России от 24.01.2006 № 03-04-08/21).
Таким образом, в данном случае речь идет не о маркетинговых услугах, а об услугах по поиску клиентов. Поскольку услуги по поиску и привлечению клиентов прямо не поименованы в подпунктах 1 – 4.1 пункта 1 статьи 148 НК, для определения места реализации данных услуг необходимо руководствоваться положением подпункта 5 пункта 1 статьи 148 НК.
Следовательно, местом реализации услуг по поиску клиентов территория Российской Федерации не признается и налогообложение налогом на добавленную стоимость указанных услуг на территории Российской Федерации не производится.