Правовое сопровождение, юридические услуги, консалтинг. Правовое сопровождение, юридические услуги, консалтинг.

Вопрос 6:

Предприятие (ООО) имеет трехстороннее соглашение с муниципальным унитарным образованием и с Комитетом администрации городского округа по управлению имуществом по обязанности арендатора по договору аренды. Является ли предприятие налоговым агентом (ст.161 п.3 НК РФ) по уплате НДС?

Ответ специалиста Консалтинговой группы "Партнер":

Трехсторонний договор аренды, в соответствии с которым в качестве арендодателя выступают органы местного самоуправления и балансодержатель данного имущества в лице муниципального унитарного предприятия, весьма распространен в хозяйственной деятельности. Как правило, в договорах устанавливается, что арендную плату арендатор должен перечислять собственнику, НДС – непосредственно в бюджет, а расходы на содержание имущества (в размере фактических затрат) – на счет балансодержателя (государственного или муниципального предприятия). Именно по этой причине нередки случаи, когда участники такого договора приходят к неверному выводу, что арендная плата не является доходом муниципального предприятия. Ведь деньги на его расчетный счет не попадают, оно не начисляет и не уплачивает в бюджет НДС. В результате на арендатора ошибочно возлагаются функции налогового агента.

Государственное или муниципальное предприятие, являясь юридическим лицом, владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в хозяйственном ведении в пределах, определяемых Гражданским кодексом РФ. Это означает, что оно, как и любое другое юридическое лицо, обладая обособленным имуществом, отвечает по своим обязательствам этим имуществом и может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

Как и любая коммерческая организация, муниципальное унитарное предприятие (МУП) должно самостоятельно исполнять обязанность по уплате налогов (п. 1 ст. 45 НК РФ). Арендная плата является доходом предприятия от использования имущества, находящегося в его хозяйственном ведении. Следовательно, именно МУП является плательщиком НДС. В связи с этим требование налоговых органов, согласно которому арендатор должен перечислять НДС непосредственно в бюджет, противоречит налоговому законодательству. А условия договора о том, что арендная плата должна перечисляться арендатором непосредственно на расчетный счет органа местного самоуправления, не влияют на исполнение налоговых обязанностей унитарного предприятия.