Вопрос 16:

Как оформляется учет спонсорской помощи при поддержке некоммерческой организации - спортивного клуба (в частности участия в соревнованиях)? Какие документы необходимы для отчетности? Так же интересуют все нюансы при налогообложении.


Ответ специалиста Консалтинговой группы "Партнер":

В зависимости от условий договора о спонсорской помощи спонсорский взнос может быть: возмездным и безвозмездным. От этого зависит как учет операций, так  и налогообложение.
В случае если договор предполагает встречные обязательства сторон по предоставлению услуг рекламного характера (в ходе проведения спортивных соревнований распространяется информация о спонсоре), то спонсорский взнос является платой за рекламу. Тогда в бухгалтерском учете в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» спонсорские расходы, являющиеся платой за рекламу, должны отражаться как расходы организации, связанные с ее обычной деятельностью. В бухгалтерском учете спонсирующей организации отражаются следующие записи:
Дебет 60 «Задолженность поставщикам» Кредит 51 «Расчетный счет» - произведена оплата по договору о спонсорстве.
Дебет 26, 44 «Рекламные расходы» Кредит 60 «Задолженность поставщикам» - подписан акт приемки-передачи рекламных услуг.
Затраты спонсора на рекламные услуги могут быть учтены в целях налогообложения прибыли, в случае если расходы экономически обоснованы и документально подтверждены, с учетом положений п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ, согласно которому к расходам организации на рекламу относятся:
- расходы на рекламные мероприятия через СМИ (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов; изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах; выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Расходы спонсора на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей, таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.
Для документального подтверждения произведенных расходов на рекламу необходимо:
1) наличие договорных отношений с рекламораспространителем;
2) наличие акта оказанных услуг;
3) подтверждение рекламного характера информации, ее связь с деятельностью рекламодателя (при размещении рекламы на телевидении, радио подтверждением могут быть эфирные справки; при публикации рекламы в печати - экземпляры газет, журналов).
В случае если спортивные соревнования поддерживаются безвозмездно и в договоре о спонсорской помощи отсутствуют встречные обязательства, то  имеет место безвозмездное спонсорство. Безвозмездная спонсорская помощь, отвечающая целям, предусмотренным Федеральным законом от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», признается благотворительностью. Тогда в соответствии с пунктом 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» в бухгалтерском учете спонсорская помощь, оказанная без условий о предоставлении рекламных услуг, относится к прочим расходам и учитывается по дебету счета 91.
Согласно пп. 12 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ передача товара на безвозмездной основе некоммерческой организации не подлежит обложению НДС. В соответствии с п. 16 ст. 270 Налогового кодекса РФ расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, не учитываются для целей налогообложения прибыли.