ИП работает на общей системе. Учет основных средств не ведется (нет документов на приобретение), соответственно, амортизация не начисляется. Существует ли какая-либо ответственность за неведение такого учета?
Ответ: С учетом пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.
Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 № 86н/БГ-3-04/430.
Согласно пп. 4 п. 15 этого Порядка в целях налогообложения в составе расходов, начисленных предпринимателем за налоговый период, учитывается амортизация. При этом начисление амортизации производится только на принадлежащее индивидуальному предпринимателю на праве собственности имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, непосредственно используемые для осуществления предпринимательской деятельности и приобретенные за плату.
В соответствии с п. 32 Порядка учета доходов и расходов из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства, по которым фактические затраты на их приобретение, сооружение и изготовление не могут быть документально подтверждены.
Таким образом, поскольку у вас отсутствуют документы, подтверждающие стоимость приобретенных основных средств, данные основные средства признать амортизируемым имуществом нельзя, и вы правы в том, что не начислили по ним амортизацию в целях налогообложения. Ответственность же за отсутствие у индивидуального предпринимателя учета основных средств, на приобретение которых отсутствуют документы, не предусмотрена.