Правовое сопровождение, юридические услуги, консалтинг. Правовое сопровождение, юридические услуги, консалтинг.

Вопрос 7:

Наша организация применяет систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог).
Включаются ли в расходы:

  • Пени текущего года, а также пени прошлых лет, начисленные в текущем году?

  • Отсроченные займы?

  • Исполнительский сбор (7%) судебным приставам?

  • Субсидии (как федеральные, так и областные) включают в доходы и расходы по ЕСХН?

Ответ специалиста Консалтинговой группы "Партнер":

2.1. В соответствии с пп. 28 п. 2 ст. 346.5 НК РФ при определении объекта налогообложения по ЕСХН налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на расходы в виде уплаченных на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.
Таким образом, в целях определении налоговой базы по ЕСХН налогоплательщик вправе включить сумму пеней за нарушение условий договоров в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по ЕСХН, только на основании решения суда и после их фактической уплаты  (пп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ).

2.2. Предусмотренный п. 2 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ перечень расходов, учитываемых плательщиками ЕСХН, является закрытым. В нем не поименованы расходы в виде средств или иного имущества, которые направляются налогоплательщиком в погашение заимствований любых форм, в том числе задолженности по просроченным займам. Поэтому сумма основной задолженности (сумма займа), возвращаемая заемщиком в порядке исполнения обязательств по договору, в целях налогообложения не учитывается.

2.3. В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 265 НК РФ налогоплательщик вправе учесть в составе внереализационных расходов судебные расходы и арбитражные сборы.
Статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Правовой статус исполнительского сбора установлен ст. 81 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве". Исполнительского сбор относится по сути к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства".
Из этого следует, что исполнительский сбор не входит в состав судебных расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 265 НК РФ, и, соответственно, не может включаться налогоплательщиком в состав внереализационных расходов.

2.4. Согласно п. 1 ст. 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, при определении налоговой базы учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, внереализационные доходы.
При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
Таким образом, полученные организацией субсидии не учитываются при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу. При этом обращаем внимание на то, что налогоплательщики - получатели целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений (п. 2 ст. 251 Кодекса). Соответственно, расходы, осуществленные организациями-бюджетополучателями за счет целевых субсидий, также не учитываются в целях налогообложения.