Вопрос 1:

Предприятие находится на упрощенке (доходы-расходы),оформили кредит на приобретение квартиры под офис. Можем ли мы оприходовать эту квартиру как основные средства ( квартира пока не переведена в нежилое помещение), включать в расходы % за кредит?

Ответ специалиста Консалтинговой группы "Партнер":

Согласно п. 4 ст. 347.16 Налогового кодекса РФ (НК РФ), при применении упрощенной системы налогообложения в состав основных средств и нематериальных активов включаются основные средства и нематериальные активы, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ.
Для целей налогового учета, осуществляемого налогоплательщиком в соответствии с гл. 25 «Налог на прибыль организаций», амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено вышеупомянутой главой), используются им для извлечения дохода, и стоимость которых погашается путем начисления амортизации (п. 1 ст. 256 НК РФ).
В соответствии со ст. 288 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) жилые помещения предназначены для проживания граждан, размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое.
В п. 38 постановления пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» суд указал, что сделки, связанные с арендой (имущественным наймом), безвозмездным пользованием, а также иным, не связанным с проживанием граждан, использованием организациями жилых помещений, которые не были переведены в нежилые в порядке, установленном жилищным законодательством, совершенные после введения в действие ГК РФ, являются ничтожными по основаниям, предусмотренным ст. 168 ГК РФ.
Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, помещение (квартира) до момента его перевода в нежилой фонд не может использоваться для размещения в нем организации и, как следствие, не является амортизируемым имуществом для целей обложения налогом на прибыль организаций. Указанная точка зрения изложена, в частности, в письме Департамента налоговой политики Минфина РФ от 06 мая2004 г. № 04-02-05/2/19 «Об амортизации в налоговом учете жилых помещений, используемых в производственной (коммерческой) деятельности».
Что касается включения процентов по займам в состав расходов, следует руководствоваться следующим.
Согласно пп. 3 п. 3. ст. 346.16 НК РФ, в случае, если налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения с момента постановки на учет в налоговых органах, стоимость основных средств и нематериальных активов принимается по первоначальной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете.
Правила бухгалтерского учета затрат на приобретение основных средств изложены в п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»: первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).
В соответствии с п. 23 Положения по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию», затраты по полученным займам и кредитам, непосредственно относящиеся к приобретению и (или) строительству инвестиционного актива, должны включаться в стоимость этого актива и погашаться посредством начисления амортизации, кроме случаев, когда правилами бухгалтерского учета начисление амортизации актива не предусмотрено.
Включение затрат по полученным займам и кредитам в первоначальную стоимость инвестиционного актива, согласно п. 30 Положения, прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве основных средств или имущественного комплекса (по соответствующим видам активов, формирующих имущество комплекса).