Решение Советского районного суда г. Челябинска от 6 февраля 2006 г. Дело № 2-153/06.
Существо дела:
Решением Челябинской городской думы третьего созыва № 6/8 от 27 сентября 2005 года было утверждено Положение о публичных (общественных) слушаниях в городе Челябинске.
Заявитель – физическое лицо, проживающее в г. Челябинск, – обратился в суд с заявлением о признании недействующим данного Положения со дня его принятия, как не соответствующего федеральному законодательству, нарушающего его права и интересы. Заявитель посчитал, что Положение ограничивает его права, гарантированные Конституцией РФ на непосредственное участие в осуществлении местного самоуправления, ограничивает возможность участвовать в выработке решений по проблемам жизнеобеспечения и развития муниципального образования и реализации прав на осуществление местного самоуправления, предусмотренных ФЗ «Об общих принципах реализации местного самоуправления», Уставом города Челябинска; также нарушается принцип равных возможностей заинтересованных лиц для участия в публичных слушаниях, предусмотренный ст. 28 Градостроительным кодексом РФ.
Сотрудники Консалтинговой группы «Партнёр» представляли в деле интересы заявителя:
Решением суда от 6 февраля 2006 года требования заявителя были удовлетворены.
Судом было установлено, что Положение нарушает нормы действующего законодательства, а именно:
• ограничивается возможность жителей муниципального образования участвовать в выработке решений по проблемам жизнеобеспечения и развития муниципального образования и реализации прав населения (прав на осуществление местного самоуправления), предусмотренных Конституцией РФ (ст. 130), ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (ст. 3), Уставом города Челябинска (ст.ст.8, 9);
• нарушается принцип равных возможностей заинтересованных лиц для участия в публичных слушаниях, закреплённых Градостроительным кодексом РФ (ст. 28); Конституцией РФ;
• не соблюдается принцип учёта мнения населения при принятии решения о размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, установленный ст. 42 Конституции РФ, ст. 13 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Положением ограничивается круг участников публичных слушаний и лиц, обладающих правом принятия итогового документа. Положением к участникам публичных слушаний отнесены только эксперты слушаний, депутаты Челябинской городской думы и должностные лица Администрации города, утверждённые и зарегистрированные Оргкомитетом; количество направляемых экспертов от заинтересованных жителей города ограничено – от трёх до пятнадцати, при этом не определено, кто будет являться заинтересованным лицом, как и кем будет определяться наличие данной заинтересованности.
Установив такой порядок участия граждан в публичных слушаниях, Положение фактически лишило возможности граждан на прямое и непосредственное участие в публичных слушаниях.
Положение не гарантирует реализацию права прямого волеизъявления гражданина (ст. 131 Конституции РФ), противоречит следующим нормам права:
• ст. 28 Градостроительного кодекса, предусматривающей общие принципы проведения публичных слушаний с участием жителей поселений и городских округов, в том числе обеспечение всем заинтересованным лицам равных возможностей для выражения своего мнения;
• ст. 14 Градостроительного кодекса РФ, предусматривающей обязательный учёт мнения заинтересованных лиц;
• ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, устанавливающей обязательное рассмотрение на публичных слушаниях проектов планировки территории и проектов межевания территории с участием граждан, проживающих на данной территории, равные возможности всем заинтересованным лицам для выражения своего мнения при проведении публичных слушаний, право предоставления своих предложений и замечаний, касающихся проектов планировки и межевания территории.
Положением ограничивается право заявителя, а, следовательно, и всех жителей города на получение информации о проведении публичных слушаний, в том числе на информацию о намечаемой хозяйственной деятельности, предусмотренное Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ (п. 31 оспариваемого Положения закреплено право, а не обязанность, оргкомитета информировать население о ходе подготовки публичных слушаний; п. 32 Положения предусмотрена возможность трансляции проведения публичных слушаний, а не обязательность, в случае нехватки места в помещении, являющемся местом проведения публичны слушаний).
Таким образом, суд сделал вывод о том, что Положение, которое должно было бы установить порядок организации и проведения публичных слушаний в г. Челябинске как одной из форм реализации прав жителей г. Челябинска на непосредственное участие в осуществлении местного самоуправления, ограничивает реализацию права гражданина на участие в общественных слушаниях как одной из форм прямого волеизъявления населения при принятии решений, и противоречит нормам действующего законодательства.
Судом кассационной инстанции решение Советского районного суда г. Челябинска оставлено без изменения.