Наш комментарий:
Напомним, что ранее вопрос о признании писем Минфина нормативными актами был спорным. Дело в том, что в российском законодательстве отсутствует определение понятия «нормативный акт». С одной стороны, письма Минфина адресованы неопределенному кругу лиц и поэтому могут признаваться нормативными актами (Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.11.2006 N 11253/06), а с другой стороны, в соответствии с определением от 05.11.2002 N 319-О Конституционного Суда РФ акты, издаваемые Минфином России, не должны ограничивать права и возлагать на налогоплательщиков дополнительные обязанности по сравнению с тем, как они определены законом.
Какие же последствия могут возникнуть в связи с принятием комментируемого решения ВАС РФ?
Мы представили их таблице:
Плюсы | Минусы |
Теперь письма Минфина как нормативные акты можно будет обжаловать в суде | Формально можно сделать вывод, что с настоящего времени ВСЕ выпущенные письма Минфина являются нормативными актами, т.е. обязательными к применению. |
Поскольку письма Минфина часто противоречат друг другу, то действует пункт 7 статьи 3 НК РФ (неустранимые противоречие решаются в пользу налогоплательщика) | Поскольку только за январь-февраль 2007 года Минфин выпустил около 200 писем, то вероятно возрастут временные затраты на их изучение. |
Любой налогоплательщик может воспользоваться подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ (о выполнении письменных разъяснений налоговых органов как исключающих вину налогоплательщика) | У налоговых органов появились дополнительные возможности доначисления налоговых платежей, поскольку количество нормативных актов резко возросло. |
Дата публикации: 07.08.2007